Тяжёлая доля инвестора в стартапе

ТЕМА: Инвестор и предприниматель. Острая фаза. Взаимоотношения партнеров в стартапе на разных стадиях проекта.

ПРОБЛЕМА: Главное отличие венчурного финансирования от других инвестиционных форм сотрудничества заключается в том, что является принципиально беззалоговым, негарантированным, то есть 100% рискованным. Становясь совладельцем фирмы, венчурный инвестор, как правило, получая от 5 до 50% акций, рассчитывает за свои риски получить солидное вознаграждение. Довольно часто он стремится установить тотальный контроль, обеспечить себе абсолютную свободу действий, чтобы уже сейчас гарантировать безопасность и максимальную безрисковость своих рискованных вложений, да так, чтобы в будущем уже ни с кем не делить прибыли. И поверь мне, это не только проблема для других участников проекта, но и самого предприятия и его команды!

Каждый инвестор желает знать, где «сидит» фаза… фаза возврата вложенных средств. Конечно, все фазы «сидят» в соглашениях инвестиционного проекта и прописаны в календарном графике бизнес-плана. Но каждый инвестор, ненастроенный на выход из проекта, переживает – как бы на момент фазы возврата инвестиций не получился ноль. Поскольку новая компания, как правило, не приносит дохода в стартовый период, основной темой переживаний становится доля в компании. И бывает так, что эти переживания, в переходный период, перетекают в тяжелую форму паники. На этой стадии, у инвестора обостряется желание лично контролировать процессы управления и развития проекта. Параллельно возникает повышенное чувство, что его вклад в компанию занижен в оценке. Здесь и начинаются «выкрутасы». Выкручивается всё! Управление проектом, доли в компании, влияние на ситуацию в целом. Ну а каждый предприниматель знает: «Хороший инвестор – мёртвый инвестор»! То есть спящий. В смысле не принимающий участие в процессе управления проектом и уж тем паче не переоценивающий всякий раз значение своего участия. В такой ситуации каждая сторона считает себя правой и между партнёрами возникают непреодолимые разногласия…

ПРИМЕР I: Проект, над которым мы с командой работали, начиная с вынашивания идеи, разработки и до выхода на рынок, за пару лет серьёзных финансовых и других вложений приобрёл некоторую форму и вес. Пришла пора следующего раунда финансирования. Нашлись инвесторы. Всё обговорили, всё обсудили, создали графики и планы. Определили процентное участие и авансом передали доли фирмы партнёрам. И этот раунд прошел относительно нормально, проект значительно улучшил свои показатели. Настала фаза следующего раунда.

Вот мои партнёры, клерки средних лет (в сфере не имеющий отношения к теме проекта), в общем-то, хорошие люди, но не имеющие ни предпринимательского, ни управленческого опыта в сфере бизнеса начинают потихоньку «выкрутасничать». Предприняв некоторые меры защиты от возможного поглощения, сажусь за стол переговоров. И как поёт Б.Г.: «с древнерусской тоской», в сотый раз в своей практике, начинаю выслушивать различные причины, по которым я должен передать практически все права на проект им.

Понимая, что ссора может привести к смерти проекта, осторожно лавирую между условиями и ультиматумами, пытаясь удержать равновесия в отношениях. Призываю учесть «плохие» примеры похожих ситуаций на рынке. Привожу свой опыт. Те, се аргументы. Но «нет пророка в своём отечестве» и очевидно принимая мою лояльность за слабость, всё жестче становится риторика моих компаньонов. Ругаются, обижаются. Пришлось долго и по-разному отстаивать наши права. Более или менее мирно договорились. Проект работает, все в долях. Но осадок остался… Отдать всё, что сам придумал и так долго строил, подставить команду? Это ради чего? Только потому, чтобы не обидеть «хороших людей»?!!…

ПРИМЕР II: Одна дамочка-инвестор поняв, что дальнейшее участие в проекте она не потянет, чтобы оправдаться перед партнёрами и вернуть свои деньги, обвинила нас, сначала в некомпетентности, пригласив своего эксперта (читай статью от 13.11.2013), затем в нецелевом расходовании инвестиционных средств (при этом являясь гл. бухгалтером проекта и контролируя всё до копейки (читай статью от 18.11.2013)) заявила – «Теперь ты должен переписать на меня все активы.» Речь шла о сайте который был в основном  создан ещё до её появления: – «А я так и быть, оценю всё это в 200 000 рублей (очень добрая женщина!) а остальное (около двух с половиной миллионов) будешь должен! »… Потеряли время и деньги, но проект сохранили. Тоже опыт. И это только потому, что кто-то начал капризничать и во всём винить других, потому что много на себя взял и не смог рассчитать свои силы?…

ПРИМЕР III: Лет десять назад. Именно после этого случая стал страховаться и даже перестраховываться. Недвижимость. Девелоперский проект в курортном городе уже подходил к фазе реализации. Очень приличные деньги. Партнёр, такой очень уверенный в себе интеллигент-очкарик, (в московском офисе которого мы работали (читай статью от 20.11.2013) накануне подписания инвестконтракта вдруг блокирует вход в офис для меня и моей команды. Мы остаёмся на улице без проекта и денег! Не утруждая себя какими-либо вменяемыми объяснениями, продолжает проект без нас!!! Пожалуй, это самый вопиющий случай в моей практике. Вот тебе и «ботан»! Ну, ничего люди не боятся! Ничем не брезгуют! Нам очень повезло, что мы дублировали весь документооборот и нам удалось вернуть себе контракт. Это был хороший урок! Никто и подумать не мог, что такое может случиться, только из-за чьей-то чрезмерной наглости и жадности.

Можно приводить много примеров. На моей памяти, бывало всякое. От банальных обид и угроз, скандалов и судов до стрелок и разборок с рукопашной и стрельбой. Занимаясь проектно-ориентированным бизнесом уже более двадцати пяти лет, во все годы, в разных отраслях, городах и странах, я понял что всегда, везде и со всеми в разной степени будет возникать это проблема. Будь то «хорошие люди», «добрая женщина» или «интеллигент-очкарик», в этот период, как и в фазу полнолуния у оборотней, у наших партнёров, «вдруг» вырастают клыки, встаёт дыбом шерсть, а глаза наливаются кровью…

ВЫВОД: Именно на этой фазе жизненного цикла реализации проекта и именно по этим причинам разваливаются 90% всех проектов. Это, прямо какой-то бич всего нашего отечественного стартап-прома! То ли это «неотёсанность» всей нашей инвестиционной культуры в этой сфере бизнеса, с её крайне близкими горизонтами (короткими сроками) финансирования, ценой средств и размытыми правилами игры? То ли менталитет у нас такой, что мы слишком быстро и слишком много хотим получать, но при этом не хотим много вкладывать и рисковать? А если что-то пошло не так, то виновных мы — то уж найдём… С другой стороны мировая практика показывает, что не только мы такие «умные», особенно когда «дело» касается скорее мечты и надежд чем прагматизма, где рулит не холодный расчёт, а больше дух авантюризма.

СОВЕТ: Хоть я и традиционно в наших разговорах в основном придерживаюсь линии защиты предпринимателя-новатора, могу сказать, что конечно такие риски в равной степени несут все участники стартапа. Конечно, мы все должны научиться договариваться «на берегу». Учитывая, что сложных ситуаций практически невозможно избежать, попытаться учесть это заранее прописав в документах возможные сценарии выхода из кризиса. Ведь договоры пишутся не только для свадьбы, но и для развода. Но если ты что-то не учел и проблема всё же возникнет, я уверен, что все можно урегулировать путём переговоров. Ну а если не получается, если ситуация входит в «клинч» и начинаются «выкрутасы», то на этот случай, всегда существует накопленный со временем набор инструментов и мер по принуждению к миру (об этом я тебе подробно расскажу в другой раз (читайте в следующих статьях)).

kar10


Опубликованно 02.12.2013 автором Виктор Ринг в категории Статьи. Прочитало: 3 699

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*