Экспертиза старт-ап проекта

ТЕМА: Инвестор приглашает эксперта для оценки перспективности проекта. 

ПРОБЛЕМА: Часто, человек принимающий решения о финансировании нового проекта (инвестор) , берёт с собой на переговоры с инициатором проекта (предпринимателем) эксперта — специалиста, который должен сделать некое экспертное заключение, на основании которого инвестор и будет принимать решения.

ПРИМЕР 1: Допустим, что в основе стартапа предполагается создание нового веб-сайта. Проект сразу обзывается IT-шным, соответственно на переговорах появляется IT-шник. Ок, вроде все логично. Но сайт, это всего лишь инструмент. Проект-то, скажем  про недвижимость, например аренда квартир. Теперь нужен другой специалист? Риэлтор? Да, но эти квартиры сдаются в аренду посуточно, регионально, с гостиничными услугами, трансферами, авиа и ж/д билетами для клиентов сайта… Теперь потребуется  «спец» по туристическому бизнесу?!.. И вообще, что это за направление такое, что за тренд? Кто же нам еще здесь нужен?! Маркетолог?! Сегментолог?! Трендолог?! …   А на переговорах обычно только IT-шник и почему-то юрист, будто прямо сейчас свершится сделка…

Я уж не говорю про отношение к финансовым  расчетам бизнес-плана, опирающихся  на сегодняшние показатели, очень подвижных рынков (вот еще и эксперт-экономист потребуется, а бывает и бухгалтера «Клавдию Кузьминичну» позовут для принятия окончательного решения).  Почему-то необходимо непременно до копейки предсказать, что будет через неделю,  месяц, год…  А если еще учитывать и политические риски, поправку на ветер и т.п.! Оценка – полный мрак и бесперспективность!

ПРИМЕР 2: Колумб, снаряжая свою экспедицию, не один год вел переговоры с потенциальными инвесторами. Убеждал, что знает, где именно нужно искать земли, изобилующие разными богатствами. Предоставлял различные  расчеты, карты, свидетельства путешественников. Со стороны инвесторов выступал экспертом известный и уважаемый человек. Он имел не одно образование, да еще высокий церковный сан. Так вот на основании его заключений Колумбу было отказано в финансировании (расчеты показались эксперту ошибочными и даже глупыми).

Проект все же состоялся. «Рискнули» испанские монархи, остро нуждавшиеся в золоте из-за постоянных войн с мусульманами. Ну и что же выяснилось в дальнейшем? Ошибались и эксперт и Колумб! Первый, потому что, строил свои расчеты  так, как его учила церковная наука, исходя из того, что (внимание!) земля плоская! Второй решил что он открыл Индию! Так или иначе, проект состоялся и стал одним из самых удачных и грандиозных предприятий в истории.

ПРИМЕР 3: Фактически инвестор (особенно если тема для него не профильная) перекладывает ответственность за принятие решения на специалиста. Любой эксперт, из сотрудников инвестора или приглашенный (хуже сотрудник, он больше зависим) назначенный на анализ проекта, понимает, что «крайним», в случае неудачи, станет он. Ведь на основании его заключения было вынесено решение.  Понятно, на какое решение изначально он мотивирован! В курилке, после переговоров, один молодой эксперт мне так и сказал: «Блин! Проект классный! Тема прикольная! Ну а вдруг не пойдет? Вы же понимаете, что мне еще здесь работать». Конечно, иногда такие вопросы решаются и за взятку. Но, как правило, ценники здесь неадекватные.

ВЫВОД: Конечно же оценка нужна, как инвестору, так и предпринимателю. Конечно же  существуют всевозможные методики и высококлассные бизнес эксперты (об этом отдельно). Но никакой увесистый и детальный бизнес-план, красивейшая презентация и даже очевидная перспектива самого бизнеса не убедит заранее настроенного на отказ эксперта, назначенного «великим» инвестором – самодуром!

СОВЕТ: Общаясь с экспертами, попытайся донести до них, желательно в присутствие  инвестора, тем самым разбавляя их бремя ответственности, что структура даже самого выверенного проекта, при тщательно   продуманном бизнес-плане, все равно будет  неизбежно меняться как в объеме, так и во времени, что естественно скажется и на показателях в будущем. Уже давно все знают, что идеальных, дающих достоверную информацию методов – нет! И не трать ты свое время на замороченных «павлинов», болтунов — «специалистов» и безмерно жадных посредников! Помни – у вас есть выбор! Перспективный бизнес-продукт  и надежная  команда,  всегда найдут средства и возможности для продвижения!

Подбирай себе в партнеры людей адекватных, гибких, понимающих современные тенденции, способных принимать решения самостоятельно. И главное,  готовых   разделить с тобой  риски по проекту. А иначе, следом за экспертами, пострадаешь ты, проект и твои люди (примеры в следующих статьях).

kar01


Опубликованно 11.11.2013 автором Виктор Ринг в категории Статьи. Прочитало: 3 218

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*