Финансирование стартапа

ТЕМА: Давай вернемся к азам начала любого старт-ап проекта. Как говорится в детской считалочке «Дуб, орех или мочало, начинаем всё сначала».

ПРОБЛЕМА: «Дуб» (не обижайся) – это ты, потому что молодой, неопытный, упёртый и слышишь только себя. «Орех» – это соответственно потенциальный инвестор, потому что крепкий, опытный и на просто «идею» ты его не расколешь. Ну и «мочало» конечно – это твоя бизнес идея, потому что сырая и рыхлая. А чтобы тебе всё же получить финансирование (расколоть орешек) – мы «начинаем всё сначала»… Мы с самого начала пройдём весь путь от идеи до проекта, рассмотрим различные варианты развития событий с точки зрения привлечения финансирования на всех этапах развития проекта в цикле наших бесед на эту тему. Эту статью будем считать вступительной.
Самая главная проблема привлечения финансирования в старт-ап твоего проекта заключается в том, что для любого инвестора существует огромный риск невозврата вкладываемых средств в новый бизнес. Поэтому такое финансирование на ранних стадиях проекта и называется венчурным (рискованным) и поэтому теперь, на этом этапе, твоя основная задача максимально минимизировать эти риски за счёт очень, очень реалистичной, детальной стратегии вывода твоего продукта на рынок.

На самых ранних стадиях развития бизнес-идеи финансируется, как правило, либо по принципу трёх F – Family, Friends, Fools (семья, друзья, дураки), либо «бизнес ангелами» — где друзей и дураков, как правило, уже нет. Допустим, что деньги «трёх F» ты потратил на предварительный, «посевной» период (планирование бюджетов, разработка стратегии, построение бизнес-модели, создание презентационного прототипа для демонстрации потенциальному инвестору) и теперь нужны средства на запуск, «старт-ап» твоего проекта. Также допустим, что твоя идея действительно хороша – пусть не гениальна, но хотя бы в чём-то оригинальна и во всём реальна к воплощению.

Я вообще в последнее время склонен считать что понятная, просчитанная возможность реализации проекта (пусть и без особой оригинальности), которая делает предсказуемым выход на рынок продукта, является одним из важнейших критериев успешности старт-ап проекта. Тем самым минимизируя риски, такая стратегия делает проект привлекательнее для инвестора. Поскольку рынки в области информационных технологий сейчас, на мой взгляд, всё ещё достаточно свободны, двух, трёх лидеров в сегменте (пусть даже супер монстров) при наличии необходимых средств, новейших инструментов и грамотной стратегии выхода на рынок всегда можно неплохо подвинуть, получив возможность уверенно занять свою долю рынка. Таких примеров у нас в России предостаточно – яндекс и googlе, вконтакте и facebook – самые яркие из них.

Теперь, чтобы как можно больше нивелировать главную проблему огромного инвестиционного риска, тебе потребуется как можно глубже, детальней и убедительней представить свою стратегию инвестору. Не подгонять цифры и сроки, не вводить в заблуждения партнёров и прежде всего самого себя, а создать реальный, крепкий документ. Не удивлять большим, раздутым, заумным и показушным бизнес-планом (сейчас это никто и не читает) а предложить хоть брошюру, но с конкретной моделью монетизации в определённом сегменте рынка.

ПРИМЕР: Дело было ещё в конце восьмидесятых, когда я только начинал познавать азы предпринимательской деятельности в одном строительном кооперативе. Мне только что доверили заниматься снабжением объектов строительными материалами, инструментами и специальной техникой. Для одного проекта потребовался автобус для перевозки рабочих по объектам. Это было первое моё задание в качестве снабженца в этой компании. В ту пору ещё не было не только интернета, но и даже газета «Из рук в руки» ещё не выпускалась. Пришлось рыскать по друзьям, знакомым, объезжать автобазы и т.п. И вот, наконец, через знакомых я нашёл нужного человека, который работал на подходящем предприятии. Трамвай, метро с пересадкой, маршрутка, контора, коридор, очередь, человек, переговоры и довольно быстро нашёлся подходящий автобус в агентстве ритуальных услуг.

Маршрутка, метро с пересадкой, трамвай и я счастливый прибегаю к шефу, пожилому еврею, опытному снабженцу, создателю и главе нашего кооператива. Доложил – что, так мол и так, вот какой я молодец, сам и очень быстро нашёл автобус! А он меня и спрашивает: «Какой автобус»? Я отвечаю: «ПАЗ». Он: «Какой ПАЗ, модель какая?» Я растерялся: «Какая разница»? Он: «Грузовой без окон рефрижератор или простой с окнами или модифицированный с улучшенной подвеской»?… Мобильных телефонов к слову тогда тоже не было, а дозвониться из строительного вагончика в огромную государственную организацию и найти через коммутатор нужного человека в отделе снабжения не было никакой возможности. Пришлось ехать в агентство. Трамвай, метро с пересадкой, маршрутка, очередь в коридорах. Переговорил с человеком, уточнил модель автобуса. Маршрутка, метро с пересадкой, трамвай, прибегаю обратно к шефу: «ПАЗ-672м»! Шеф: «А какого он года выпуска? Когда проходил тех осмотр»?… Я в агентство! Трамвай, метро с пересадкой, маршрутка. Контора, коридор, очередь, человек. Обратно к шефу… «А документы?»… Я туда – обратно! «А условия сделки?»…Я туда – обратно!… (Если я буду продолжать и дальше, то все подумают что я СЕОшу общественный транспорт).

ВЫВОД: Ну, ты уже наверное понял, к чему я? Это был хороший урок мне (теперь надеюсь и тебе) на всю жизнь! А у тебя второго шанса с инвестором может и не быть. Разберёт твой проект по косточкам, вопросами засыплет, ты и поплывёшь! Тщательно готовься к переговорам с инвестором! Изучи всю необходимую информацию, чтобы тебе не пришлось лезть за словом в карман, или оправдываясь бе-бекать что-то невнятное. Будь профессионалом!
Конечно же, главное, всегда было, есть и будет — хорошая идея бизнеса, но не только от этого зависит успех проекта. Первое что нужно тебе сделать на пути к финансированию, это создать презентацию, способную правильно донести не только идею, концепцию проекта, необходимые финансовые показатели, но и чёткое видение настоящего и будущего развития предприятия, его место и роль на конкретных рынках. Необходимо предложить основательно продуманную и прозрачную бизнес-модель создаваемой компании. А главное – понятный всем участникам механизм входа, участия, а ещё важнее – выхода инвестора из проекта (об этом поговорим отдельно)!

СОВЕТ: Сделай презентацию цельным, полным, исчерпывающим пакетом документов. Чтобы не оставалось вопросов. Чтобы не пришлось всякий раз переделывать из-за поиска дополнительной информации необходимой инвестору для принятия окончательного решения. Это конечно в идеале! Но стремление к этому идеалу сделает тебя настоящим профессионалом!

Тут конечно всегда много «если»… Но!… Если ты будешь в состоянии полноценно раскрыть  свою бизнес-идею, показать и объяснить, если она действительно бизнесоспособна, если ты сам в это веришь и можешь заразить других и если у тебя при этом ещё будет вменяемая, мотивированная, со здоровым блеском в глазах команда, то тогда ты точно сможешь расположить к себе и проекту самого замудрёного инвестора.

kar14

 


Опубликованно 09.01.2014 автором Виктор Ринг в категории Статьи. Прочитало: 6 977

2 thoughts on “Финансирование стартапа

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*